Особенности работы с интерфейсами в Delphi. Лучшие IT-решения для бизнеса Программы для управления вашим бизнесом

Статья написана по результатам разборов программ, написанных молодыми разработчиками нашей группы.

Правильно расставляем последовательность переключения компонентов

Многие пользователи, особенно те, кто ранее работал в ДОС, имеют привычку переключаться между полями ввода не мышкой, а с помощью клавиатуры клавишей Tab. К тому же, это гораздо быстрее, чем выделять каждое поле мышью. Поэтому порядок переключения компонентов должен быть выставлен правильно. Это касается как компонентов внутри всех компонентов-контейнеров (панелей, GroupBox-ов и им подобных), так и самих компонентов-контейнеров, если их на форме несколько.

Порядок переключения компонентов внутри контейнера задается свойством TabOrder. Первым становится активным компонент, у которого TabOrder равен 0, вторым с 1 и т.д., пока не будут перебраны все компоненты. Кроме этого, у компонента есть свойство TabStop, которое показывает, будет ли компонент получать фокус при переключении клавишей Tab. Если нужно запретить переключение на какой-либо компонент, поставьте у него TabStop = false. В этом случае переключиться на данный компонент можно будет только с помощью мыши.

Бывают случаи, когда пользователи, привыкшие переключаться определенной клавишей в одной программе, по привычке продолжают пользоваться ей и в остальных. Часто это происходит с пользователями 1С, где для перехода по полям ввода может использоваться клавиша Enter. Что ж, дадим им такую возможность в наших программах, если они об этом просят. Устанавливаем у формы свойство KeyPreview в true и пишем обработчик события OnKeyPress:

Procedure TForm1.FormKeyPress(Sender: TObject; var Key: Char);
begin
if ord(key)=vk_Return then
Form1.SelectNext(PriemForm.ActiveControl, true, true);
end;

Такой обработчик обеспечивает переход по элементам формы при нажатии клавиши Enter. Следует заметить, что подобный метод не будет работать с кнопками, т.к. нажатие Enter на кнопке приводит к ее нажатию, тогда как нажатие Tab передает фокус ввода следующему в последовательности переключения компоненту.

Кнопки по умолчанию

Все те же пользователи довольно быстро привыкают, что в диалоговых окнах приложений, как правило, клавишей Enter можно подтвердить свой выбор, а клавишей Esc - отменить. Давайте не будем их разочаровывать в наших программах, тем более что сделать это очень просто. Для кнопки, реагирующей на Enter, устанавливаем свойство Default в true. Для кнопки, реагирующей на Esc, устанавливаем свойство Cancel в true. И все.

Да или нет

Все диалоговые окна, запрашивающие действия пользователя, должны иметь, по крайней мере, две кнопки: подтверждения действия и отказа от действия (Да/Нет, Сохранить/Отменить и т.п.). Отказ от действия может осуществляться закрытием окна кнопкой [X] в заголовке окна. Недопустимо, если имеется только одна кнопка для подтверждения действия, а для отказа предполагается закрывать окно кнопкой [X] в заголовке, либо возможность отказа вообще отсутствует. Это путает пользователя, вызывая логичный вопрос: а как отказаться?

Также не забываем о том, что было сказано выше в пункте "Кнопки по умолчанию".

Все диалоговые окна должны открываться по центру экрана

По центру, а не там, где они были созданы в режиме проектирования. Во-первых, это нагляднее, а во-вторых, автоматически устраняет проблему разного разрешения экрана у разных пользователей.

Исключение делается в том случае, если диалоговое окно не модально, и по результатам работы пользователя в этом окне сразу происходят изменения в основном окне (например, фильтрация набора данных, перерисовка графиков и т.п.).

Размеры окон не должны превышать размеров экрана

Ни в коем случае. Это безобразие, когда часть окна вылезает за экран. Данное требование не зависит от разрешения экрана у пользователя, т.е. отговорки типа "Пусть поставят большее разрешение" не проходят.

Корректное изменение размеров оконных элементов

Оконные элементы должны корректно изменять свои размеры или перемещаться при изменении размеров окна, при максимизации окна и при восстановлении окна после максимизации.

Все всегда видно

Уменьшение размеров окна не должно приводить к исчезновению оконных элементов и желательно не должно приводить к появлению полос прокрутки (scroller-ов) самого окна. Можно ограничивать минимальные размеры окна таким образом, чтобы все элементы были видны и доступны. Если нет возможности разместить компоненты таким образом, чтобы все были видны в окне, можно использовать закладки (типа PageControl) для разбиения компонентов на группы. Отговорки по поводу разрешения экрана тоже не пропускаем.

Хинты везде, хинты всегда

Для кнопок, особенно на панелях инструментов (типа ToolBar) должны быть заданы подсказки (hint), чтобы всегда было понятно, зачем нужна та или иная кнопка.

Цветовая гамма

Не стоит раскрашивать компоненты на форме во все цвета радуги. Это утомляет глаза и рассеивает внимание пользователя. Это не выглядит "круто". Выделение цветом используется в том случае, когда надо привлечь внимание пользователя к какому-то определенному элементу или определенной части окна. Например, раскрасить светло-красным цветом записи, в которых присутствуют ошибки или, наоборот, светло-зеленым цветом записи, проверка которых прошла успешно.

Заключение

Есть очень хороший метод, который позволяет найти недостатки программы вообще и интерфейса в частности. Он прост: представьте себя на месте пользователя и в течение получаса попытайтесь работать так, как работает он. Еще лучше, если ваш пользователь в пределах досягаемости (например, работает в той же организации). В таком случае сядьте рядом с ним, а лучше вместо него, и попробуйте сделать его работу. Вносить данные, изменять их, выводить отчеты и т.д. Если вы не знаете, как сделать правильно, спросите у своего пользователя. Сделайте не одну-две однотипные операции, как в отладочном режиме, а 20-30, а то и более различных операций, в разном порядке. Забудьте что-нибудь ввести или введите неправильно и посмотрите, как программа на это отреагирует. Вы достаточно быстро увидите слабые места вашей программы.

Автор статьи автоматизировал работу приемной комиссии в ВУЗе, и в первый год внедрения программы по 3-4 часа в день проводил в приемной комиссии, регистрируя абитуриентов, заполняя их персональные данные и выдавая им отчеты о сдаче экзаменов. А в оставшееся рабочее время исправлял ошибки и недочеты. Поверьте, на следующий год проблем практически не осталось. Аналогично было и при внедрении кадрового модуля.

Таким образом, помните об удобстве работы для пользователей. Пусть им будет легко и приятно работать с вашими программами.

Это статья по мотивам вопросов на форумах: "Как мне вернуть строку из DLL?", "Как передать и вернуть массив записей?", "Как передать в DLL форму?".

Чтобы вам не тратить половину жизни на разобраться - в этой статье я принесу всё на блюдечке.

Темы этой статьи в разной степени уже не раз затрагивались в этом блоге, но в этой статье они собраны в кучу, приведены обоснования. Короче, ссылкой на эту статью можно кидаться в тех, кто разрабатывает DLL.

Важное примечание : статью нужно читать последовательно . Примеры кода приводятся только как примеры , на каждом шаге (пункте) статьи код примеров добавляется новыми подробностями. Например, в самом начале статьи нет обработки ошибок, указываются "классические" способы (типа, использования GetLastError , соглашения sdtcall и т.д.), которые по ходу статьи заменяются на более адекватные. Сделано так по той причине, чтобы "новые" ("необычные") конструкции не вызывали вопросов. Иначе при пришлось бы к каждому примеру вставлять примечание вида: "вот это обсуждается в том пункте ниже, а вот то - в этом вот". В любом случае в конце статьи есть ссылка на уже готовый код, написанный с учётом всего сказанного в статье. Можете просто его брать и использовать. А статья объясняет зачем и почему. Если вам не интересно "зачем и почему" - листайте в конец к заключению и ссылке на скачивание примера.

У меня проблема с использованием класса Delphi из кода C ++. delphi dll demo, которая экспортирует функцию, возвращающую объект.
мой код Delphi Dll выглядит следующим образом:

Library DelphiTest; // uses part.... type IMyObject = interface procedure DoThis(n: Integer); function DoThat: PWideChar; end; TMyObject = class(TInterfacedObject,IMyObject) procedure DoThis(n: Integer); function DoThat: PChar; end; // TMyObject implementation go here ... procedure TMyObject.DoThis(n: Integer); begin showmessage("you are calling the DoThis methode with "+intToStr(n) +"parameter"); end; function TMyObject.DoThat: PChar; begin showmessage("you are calling the DoThat function"); Result:= Pchar("Hello im Dothat"); end;

// экспорт функции DLL:

Function CreateMyObject: IMyObject; stdcall;export; var txt: TextFile; begin AssignFile(txt,"C:\log.log"); Reset(txt); Writeln(txt,"hello"); Result:= TMyObject.Create; end; exports CreateMyObject;

в моем проекте C ++ я объявил интерфейс IMyObject следующим образом:

Class IMyObject { public: IMyObject(); virtual ~IMyObject(); virtual void DoThis(int n) = 0; virtual char* DoThat() = 0; };

и моя основная функция следующим образом:

Typedef IMyObject* (__stdcall *CreateFn)(); int main() { HMODULE hLib; hLib = LoadLibrary(L"DelphiTest.dll"); assert(hLib != NULL); // pass !! CreateFn pfnCreate; pfnCreate = (CreateFn)GetProcAddress((HINSTANCE)hLib, "CreateMyObject"); if (pfnCreate == NULL) { DWORD errc = GetLastError(); printf("%u\n", errc); // it gets error 127 } else{ printf("success load\n"); } IMyObject* objptr = pfnCreate(); objptr->DoThis(5); FreeLibrary(hLib); int in; scanf_s("%i", &in); return 0; }

в этом примере я получил ошибку во время выполнения, когда я пытаюсь получить доступ к экспортированной функции. ошибки в строке:
IMyObject* objptr = pfnCreate();

Можете ли вы сказать мне, что не так с моим примером.
и, если возможно, любой рабочий пример для доступа к классу Delphi (в DLL) из кода C ++.

Решение

Первая проблема — вызов соглашения методов. Интерфейс Delphi использует register который является специфическим соглашением о вызовах Delphi. использование stdcall Например, для методов интерфейса.

Следующая проблема в C ++. Ваш интерфейс C ++ должен быть производным от IUnknown , Кроме того, он не должен объявлять конструктор или деструктор.

Помимо этого, ваш код Delphi экспортируется PWideChar который не отображается на char* , Он отображается на wchar_t* ,

Заглядывая дальше, возвращая PChar здесь отлично работает, потому что ваша реализация возвращает литерал. Но более серьезный код, вероятно, захочет использовать динамически размещаемую строку, и в этот момент ваш дизайн имеет недостатки.

Обратите внимание, что для создания файла в корне системного диска необходимо быть администратором с повышенными правами. Так что это еще одна потенциальная точка отказа.

Я ожидаю, что есть другие ошибки, но это все, что я нашел до сих пор.

только за результат

жесткое соблюдение сроков

Прозрачность

выполнения проекта

техподдержки в подарок

Программирование, доработки консультации по 1С

Как мы работаем

1. Обсуждаем проблему по телефону. При наличии удаленного доступа - показываете на экране вашего компьютера.

2. Мы оцениваем работу в рублях, если проект большой, если нет - примерное кол-во часов.

3. Мы выполняем работу.

4. Вы принимаете работу в вашей программе, если есть недочеты мы их исправляем.

5. Мы выставляем счет, вы оплачиваете.

Стоимость работ

1. Все работы делятся на 3 категории: консультация, обновление типовой конфигурации, разработка или программирование нового отчета, обработки, кнопки и т.п.

3. На работы более 10 часов предварительно составляется техническое задание с описанием и стоимостью работ. Работы начинаются после согласования ТЗ с вами.

Техническая поддержка

1. Если вы обнаруживаете какие то ошибки, в ранее принятых работах, в течении 3х месяцев, мы исправляем их бесплатно.

2. Постоянным клиентам любые недочеты, допущенные в наших работах, исправляем бесплатно в течении года.

Программы для управления вашим бизнесом.

Купить 1С:Предприятие

Мы являемся официальным дилером фирмы 1С, вы можете приобрести у нас различные программные продукты и лицензии. Кроме покупки "коробки" мы поможем вам настроить программу, проконсультируем и сделаем базовые настройки.

  • Бухгалтерский учет
  • Автоматизация магазина
  • Оптовые продажи
  • Помощь в установке и первоначальной настройке включена в пакет!
  • Тонкая настройка конфигураций под нужды заказчика, разработка новых модулей при отсутствии необходимых функций в стандартной конфигурации.
1С:Бухгалтерия 1С:Управление торговлей 1С:Розница 1С:Зарплата и Управление Персоналом
От 3300 руб. От 6700 руб. От 3300 руб. От 7400 руб.

Предоставление сервера.

Моментальная настройка сервер + 1С.

Нет сервера? Не беда, подберем и быстро настроим сервер в "облаке". За небольшую плату вы получаете очень надежное решение.

  • Доступность 24\7
  • Нет необходимости держать собственного системного администратора (экономия покроет расходы на ваш сервер).
  • Быстрая настройка и установка 1С на сервер, через 3 дня у вас уже будет полностью рабочая система.
  • В любой момент можно переехать на локальный сервер, если решение не устроит.

SMS из вашей 1С

Хотите чтобы клиенты во время узнавали об акциях, скидках? Клиенты не возвращаются? Настройте отправку SMS прямо из 1С!

Наша компания сможет в короткие сроки настроить отправку SMS Вашим клиентам напрямую из 1С. Примеры событий которые можно автоматизировать:

  • Благодарность за покупку и начисление бонусов сразу после очередной покупки.
  • Начисление бонусов на карту в подарок на день рождения\к другому знаменательному или праздничному дню.
  • Извещение о поступлении товара на склад.
  • Истечение срока подарочных бонусов.
  • Извещение о поступлении предоплаты и резервирования товара.
  • Адрес с уточнениями проезда к магазину\офису, номера телефонов.
  • И т.п.

Настройку в 1С можно произвести силами наших специалистов или своих сотрудников. Ознакомится с тарифами можно на странице SMS-тарифов.

  • Гарантия доставки SMS, деньги снимаются только за доставленные SMS.
  • Отдельная тарификация каждого SMS.
  • Пополнение баланса разными способами.
  • Просмотр истории всех отправленных SMS в любой момент.
  • Имя отправителя вместо цифрового номера в телефоне получателя сообщения.

Объектно-ориентированное программирование (ООП), помимо понятия класса, предусматривает также фундаментальное понятие интерфейса.

Что же такое интерфейс и каковы особенности работы с ним в языке программирования Delphi?

Интерфейс - семантическая и синтаксическая конструкция в коде программы, используемая для специфицирования услуг, предоставляемых классом или компонентом (Википедия).

По сути, интерфейс определяет перечень свойств и методов, которые должны использоваться при работе с классом, который этот интерфейс реализует, а также их сигнатуру (название, тип данных, принимаемые параметры (для процедур и функций) и т.д.). Таким образом, класс, реализующий тот или иной интерфейс, обязательно должен реализовать все его компоненты. При чём в строгом соответствии с тем как они в нём описаны.

Очень часто интерфейсы сравнивают с абстрактными классами, но при всей схожести это сравнение не совсем корректно. В абстрактных классах доступно, как минимум, управление видимостью членов. В то же время для интерфейсов области видимости не определены.

Интерфейсы позволяют сделать архитектуру более гибкой, так как унифицируют доступ к тому или иному функционалу, а также позволяют избежать целого ряда проблем связанных с наследованием классов (интерфейсы также могут наследоваться один от другого).

Для объявления интерфейса в Delphi служит ключевое слово interface. Это тоже самое ключевое слово, что определяет секцию модуля, к которой возможно обратиться из вне (между ключевыми словами interface и implementation). Однако при объявлении интерфейса применяется другой синтаксис, схожий с объявлением классов.

Delphi/Pascal

IMyNewInterface = interface procedure InterfaceProc; end;

IMyNewInterface =interface

procedure InterfaceProc ;

end ;

Таким образом, сам синтаксис объявления интерфейса не имеет принципиальных отличий от других языков программирования (особенности синтаксиса основанного на Pascal не в счёт). В тоже время, реализация интерфейсов имеет ряд характерных особенностей.

Дело в том, что Delphi интерфейсы изначально были введены для поддержки технологии COM . Поэтому интерфейс IInterface, который в Delphi является предком для всех других интерфейсов (своего рода аналог TObject), уже содержит в себе три базовых метода по работе с этой технологией: QueryInterface, _AddRef, _Release. Как результат, если класс реализует любой интерфейс, то он должен в обязательном порядке реализовать и эти методы. Даже, если этот класс не предназначен для работы COM.

Вследствие данной особенности интерфейса IInterface, в Delphi использование интерфейсов, в большинстве случаев, приводит к добавлению в класс заведомо не используемых возможностей.

Существует библиотечный класс TInterfaceObject, который уже содержит реализацию этих методов и, при наследовании от него, необходимость реализовывать их самостоятельно отпадает. Но так как Delphi не поддерживает множественное наследование классов, его применение часто только вызывает дополнительные сложности в проектировании и реализации уже требуемого функционала.

Всё это привело к тому, что, несмотря на все возможности предоставляемые интерфейсами, их практическое применение в Delphi почти не вышло за пределы работы с COM.

Будучи оптимизированными для работы главным образом с этой технологией, интерфейсы, а точнее добавляемые ими в обязательном порядке функционал и архитектурные ограничения, при решении других задач себя не оправдывают.

Поэтому, многие Delphi программисты до сих пор, по факту, лишены мощного и гибкого инструмента для разработки архитектуры приложений.